Выбираем багажник для велосипеда
Конечно речь пойдет не о багажнике для самого велосипеда, который крепится над задним колесом велосипеда позади седла;-) Сегодня мы поговорим об автомобильных аксессуарах для перевозки вашего двухколесного друга на автомобиле.
Многие автопутешественики, обдумывая план своего очередного путешествия, задумываются о том, чтобы взять с собой велосипед или даже несколько велосипедов. В Европе, где здоровый образ жизни более популярен, а самостоятельный автотуризм распространен гораздо шире, чем в России, с велосипедами путешествует примерно каждый пятый путешественник.
Как я рассказывал на он-лайн семинаре-марафоне «Автопутешествие в Европу для начинающих!», одним из популярных вариантов автопутешествий является переезд на машине в некоторую базовую точку и совершение однодневных велосипедных вылазок отттуда по окрестным достопримечательностям. Затем — переезд на машине в следующую точку и повторение велосипедных прогулок вокруг. Это очень удобно, не утомляет ежедневными однообразными автоперегонами и позволяет ближе познакомиться с кульутрой и духом каждой новой страны.
Итак, вы решили, что берете с собой велосипед. На каком велобагажнике остановиться — их сейчас предлагается множество марок, но основных типов — четыре. Давай познакомимся с каждым подробнее и выясним плюсы и минусы каждого типа велобагажников.
Первый тип. Наиболее популярный — желоб, крепящийся на поперечинах на крыше автомобиля, на котором с помощью штанги в вертикальном положении фиксируется велосипед. Колеса велосипеда в желобе крепятся гибкими стяжками. Это — наиболее традиционный, исторически сложившийся тип велокрепления. Популярность таких конструкций объясняется прежде всего низкой ценой. Для снятия/установки велосипеда не требуется его разбирать/собирать. Не требует много места для хранения в переывах между использованием. На этом «плюсы» такой конструкции заканчиваются. «Минусы»: крепление велосипеда вертикально на крыше значительно повышает центр тяжести автомобиля, в результате чего увеличиваются крены на поворотах, особенно если велосипед не один, а два-три. Повышается шумность при движении на высоких скоростях, немного возрастает средний расход топлива. При установленном сверху велосипеде приходится постоянно помнить о возросшем габарите по высоте — нельзя въезжать под низкие деревья, проезды, в гараж и т.д. Если вы катались на велосипеде в сырую погоду или по грязным трассам, то при погрузке его на крышу всегда существует вероятность испачкаться. Да и в сухую погоду процедура подъема и крепления велосипеда на высоту полутора метров связана с риском падения велосипеда, появления царапин на машине и вообще требует определенной физической подготовки. Хрупкой женщине в одиночку такая процедура противопоказана;-)
Второй тип. Это модификация первого варианта, с той лишь разницей, что заднее колесо велосипеда крепится в короткий желоб, а спереди — непосредственно к поперечине багажника за вилку. То есть снимаете переднее колесо, и потом жестко крепите велосипед на крыше. Такой тип крепления пришел к нам из профессионального велоспорта. По сравнению с первым вариантом немного снижается масса поднимаемого наверх груза, но зато требуется время для снятия/установки колеса и место для перевозки колеса внутри машины. После использования велосипеда в дождливую погоду проблем еще больше.
Третий тип. Крепление велосипеда на пятую дверь — подходит только для автомобилей с кузовом хэтчбек или универсал (wagon). Система штанг, покрытых резиноым составом, строп и зацепов, позволяет зафиксировать позади автомобиля от одного до трех велосипедов, не причиняя вреда лако-красочному покрытию машины. Среди «плюсов» такой конструкции: не возрастает вертикальный габарит машины, как следствие не ухудшается ее управляемость и экономичность. Цена хоть и выше чем в первых двух вариантах, но вполне доступна. В пересчете на один велосипед такие крепления наиболее экономически выгодны. Среди «минусов»: не подходит для седанов, трудности с открыванием пятой двери и затрудненный доступ к самому багажнику. Навешивание велосипеда уже не предполагает серьезной физической подготовки, но тем не менее требует аккуратности для того, чтобы не поцарапать поверхность двери.
Четвертый тип. Самый дорогой и самый удобный — крепление специальной платформы на фаркоп. Существуют модели, рассчитанные на перевозку как двух, так и трех, и даже четырех велосипедов одновременно. Модели начального уровня представляю собой V-образый кронштейн, с зажимом на форкопе и креплениями для велосипедов в верхней части. Более продвинутые экземпляры оборудованы платформой, на которую закатываются велосипеды, сама платформа имеет функцию наклона для облегчения открывания пятой двери и доступа к багажнику. Как правило такие модели комплектуются световой панелью с повторителями поворотов и подсветкой номерного знака. Что стоит отметить среди достоинств такой конструкции? Прежде всего удобство: даже подросток сможет закатить и укрепить велосипед на платформу, не поцарапав машину и не испачкавшись сам. Поскольку велосипеды не выступают за габариты машины — нет шума при движении на больших скоростях, не возрастает расход топлива, не ухудшается маневренность. Однако при движении задом следует учитывать груз, закрепленный на фаркопе. Единственным «минусом», сдерживающим повсеместный переход к таким моделям — высокая цена (от 5 до 30 тысяч рублей). Но разделите ее на количество перевозимых велосипедов и этот недостаток окажется совсем не таким большим.
Пятый тип. На самом деле есть еще несколько типов велокреплений, таких как крепление на запасное колесо, крепление на крышу за руль и седло и т.д. Но из-за их малой распространенности я рассматривать их не стану.
Среди всех типов велобагажников существуют как модели эконом-класса, так и топовые модификации. Общим отличием дорогих экземпляров от дешевых является удобство и простота исполдьзования и защита велосипедов и самого велобагажника от хищения с помощью интегрированных замков.
Для удобства сравнения достоинств и недостатков различных типов велокреплений я свел их в общую таблицу.
тип крепления / характеристики | на крышу за колеса | на крышу за переднюю вилку | на заднюю дверь | на фаркоп |
что необходимо | поперечины багажника | поперечины багажника | пятая дверь | фаркоп |
удобство установки/снятия велосипеда | требует физической силы | требует физической силы и снятия/установки переднего колеса | удобно | очень удобно |
количество перевозимых велосипедов | 1 | 1 | 1-4 | 2-4 |
основные достоинства | низкая цена | низкая цена, жесткость крепления | не повышает расход топлива и шумность, не увеличивает крен в поворотах, низкая цена в пересчете на один велосипед | не повышает расход топлива и шумность, не увеличивает крен в поворотах, легко устанавливать без риска запачкаться самому и поцарапать машину, не затрудняет доступ к багажнику |
основные недостатки | повышает центр массы, ухудшает маневренность, надо помнить об увеличенном вертикальном габарите, можно поцарапать машину | повышает центр массы, ухудшает маневренность, надо помнить об увеличенном вертикальном габарите, можно поцарапать машину, требует дополнительного времени для подготовки велосипеда | затрудняет доступ к багажнику, не походит для седанов | относительно высокая цена |
примерный ценовой диапазон (руб.) | 1000—7000 | 1000—7000 | 3500—8000 | 5000-30000 |
Основных прозводителей мы упомянули в статье про багажники и боксы — для велокреплений они совпадают.
На каком бы типе крепления вы не остановились, помните — предельная скорость движения с закрепленными снаружи велосипедами — не более 130 км./час. Надежность крепления велобагажника следует проверять во время каждой остановки, но не реже, чем через 500 км. пути.
Удачи на дорогах!
Автор +1