Радары на дорогах Европы
Вопрос о контроле скоростного режима на дорогах Европы и других стран зарубежья неизменно вызывает живой интерес в рядах автопутешественников. И это понятно — на российских дорогах мы все сталкиваемся с полицейскими радарами, засадами гайцов в кустах, знаем уровень штрафов за различные превышения. А вот как борются в нарушителями скоростного режима за границей, каковы штрафы, есть ли исключения для иностранцев? Сегодня я постараюсь ответить на эти вопросы.
Во-первых, контроль скорости за границей, конечно, ведется. Ведется чаще всего не самими полицейскими, а с помощью стационарных радаров. О приближении к местам установки радаров всегда предупреждают соответствующие знаки (чаще всего это силуэт фотокамеры). Очень распространены пункты самоконтроля, которые представляют собой цифровые индикаторы на обочине, отражающие скорость проезжающих мимо машин. На таких пунктах номера машин-нарушителей не фиксируются, просто водителю напоминают о превышении и помогают самостоятельно соблюдать скоростной режим.
С другим видом радаров все хорошо знакомы – это стационарные установки с фотокамерами фиксации, работающими как днем, так и ночью. Подобные установки крепятся на фермах над магистралями, на опорах освещения, либо на специальных столбиках. Такие радары наиболее распространены и в России. Иногда в контейнерах, где должна размещаться аппаратура, самих приборов и нет, но водители не знают этого наверняка и поэтому вынуждены все равно притормаживать на всякий случай.
А вот третий тип радаров в России пока большая редкость. Он состоит из двух датчиков скорости, разнесенных на значительное расстояние друга от друга (от нескольких километров до нескольких десятков километров) и объединенных компьютерной сетью и модулем вычисления.
Оба датчика поочереди считывают номера машины, а затем компьютер определяет за какое время автомобиль преодолел расстояние между датчиками и какой была средняя скорость. Если она превышает разрешенную – значит в машине нарушитель. Этот метод позволяет бороться с таким явлением, когда водители пришпоривают своих коней сразу, как только минуют радар. Такая схема применяется на участках дорог, с которых нет съездов/примыканий. Водителям приходится выдерживать заданную скорость на всем протяжении контролируемого участка.
Еще один тип стационарных радаров – монтируемые прямо в отбойники с обеих сторон дороги друг напротив друга. Их практически невозможно заранее обнаружить. Тем же отличаются и датчики вмонтированные в дорожное полотно. Помимо скорости автомобиля они могут измерять и нагрузку на ось и общий вес автомобиля. Справедливости ради стоит отметить, что такие комплексы пока все-таки относятся к разряду экзотики.
Еще один чудо-агрегат проходит сейчас испытания в Финляндии, Германии, Франции и Австрии. Он смонтирован на шасси легкового прицепа, по беспроводной технологии связан с другими такими же комплексами и центральной базой данных полиции. Камеры и радары такого комплекса способны фиксировать не только превышение скорости, но и пересечение сплошной разметки, несоблюдение дистанции, непристегнутые ремни безопасности и даже перегретые тормозные колодки! Что касается санкций за несоблюдение скоростного режима, то они сильно различаются в разных странах. Наиболее крупные штрафы – в Финляндии – от 115 евро до месячного дохода нарушителя либо даже лишение свободы. Вместе с тем существует общая тенденция последних лет – с каждым годом наказание ужесточается. Если раньше не наказывалось превышение максимально разрешенной скорости менее, чем на 10%, то сейчас можно превысить только на 2-3 км/час.
Каковы ограничения скорости?
- в населенных пунктах: в Западной Европе 50 км/ч, в странах СНГ – 60 км/час;
- вне населенных пунктов – 80-90 км/час;
- на автомобильных дорогах – 90-100 км/час;
- на автомагистралях – 110-130 км/час.
Более актуальные данные необходимо уточнять на туристических сайтах соответствующих стран, поскольку время от времени лимит скорости пересматривается как в сторону его понижения, так и в сторону повышения.
Что водитель может противопоставить в ответ? Что касается активных подавителей полицейских радаров, то такие устройства практически везде запрещены и их наличие (!) в машине карается конфискацией прибора, лишением водительских прав, а в некоторых странах — и машины. Что касается пассивных радар-детекторов, которые не создают помех радарам, то здесь ситуация значительно отличается от страны к стране.
Запрещено не только использование, но и просто владение радар-детектором в Бельгии, Венгрии, Дании, Люксембурге, Финляндии, Франции, Эстонии, Швеции и Швейцарии.
Запрещено применение, но не запрещается владение радар-детекторов в Австрии, Испании, Латвии, Литве, Польше и Хорватии.
Как и в России не запрещается использовать радар-детекторы в Албании, Болгарии, Германии, Нидерландах, Норвегия, Румынии, Турции, Чехии, США.
Как видите все достаточно серьезно. Мой совет – не искушайте судьбу и оставьте дома свой радар-детектор собираясь в путешествие по заграницам!
Каким образом происходит оплата штрафа. Местным жителям квитанция об оплате приходит по почте. Что же касается иностранных туристов, то адресов их полиция не знает, поэтому ждать получения квитанции по почте не приходится. Однако, если вы знаете, что нарушили ПДД за границей и это нарушение было зафиксировано, всегда будьте готовы заплатить штраф при следующем посещении данной страны. На погранпереходе вас могут попросить погасить штраф выписанный несколько лет назад. Если не заплатите – в страну не пустят, визу аннулируют. Хотя есть масса случаев, что нарушение не попадало в общую базу данных полиции Что тут скажешь? Повезло! Но все время рассчитывать на это не стоит.
В тех редких случаях, когда нарушение зафиксировано не камерой, а живым полицейским, оплачивать штраф необходимо прямо на месте. Поэтому всегда имейте при себе наличными 100-200 евро мелкими купюрами «на всякий пожарный»!
И самый главный совет: не торопитесь, не лихачьте, не рискуйте и удачных вам путешествий!!!